Данные рекомендации необходимы преподавателю английского языка для разработки собственной рабочей программы учебной дисциплины "Иностранный язык (английский)". Рекомендации по рецензированию, описание структуры и содержания, а так же макет рабочей программы должны быть детально учтены при работе над своей программой по английскому языку.
ВНИМАНИЕ - содержание, темы и распределение часов в данной программе должно соответствовать Примерной программе "Английский язык" для профессий НПО и специальностей СПО Тимофеева В.Г. 2008 г. (ссылка)
Рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин но профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины - документ, являющийся частью основной профессиональной образовательной программы (далее - ОПОП) образовательного учреждения и предназначенный для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального/среднего профессионального образования (далее - ФГОС НПО/СПО).
Рабочая программа учебной дисциплины является единой для всех форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстерната.
Рабочая программа учебной дисциплины должна содержать:
- титульный лист;
- паспорт рабочей программы;
- структуру и содержание учебной дисциплины;
- условия реализации программы учебной дисциплины;
- контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.
2.1. Титульный лист должен содержать:
- наименование образовательного учреждения;
- наименование учебной дисциплины;
- указания по принадлежности рабочей программы дисциплины профессии/специальности;
- год разработки.
На оборотной стороне титульного листа указывается, на основе каких документов разработана рабочая программа, содержатся сведения об авторе и рецензенте.
2.2 Паспорт рабочей программы включает в себя:
- область применения программы;
- место дисциплины в структуре ОПОП;
- цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины;
- использование вариативной части ОПОП;
- рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины.
Область применения программы содержит сведения о том, частью какой ОПОП может являться данная программа в соответствии с примерной программой (ФГОС НПО/СПО).
Раскрывается возможность использования программы в дополнительном профессиональном образовании с указанием направленности программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки.
Место дисциплины в структуре ОПОП определяет принадлежность дисциплины к учебному циклу (общему гуманитарному и социально- экономическому, математическому и общему естественнонаучному, профессиональному) и раскрывает на освоение каких профессиональных и общих компетенций направлена (таблица «Структура основной профессиональной образовательной программы»).
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины формулируются через знания и умения, которые должен приобрести обучающийся в соответствии с требованиями ФГОС НПО/СПО (таблица «Структура основной профессиональной образовательной программы»). С учетом требований работодателей и обучающихся цели и задачи дисциплины могут быть расширены путем включения дополнительных умений и знаний, реализуемых за счет часов вариативной части.
В паспорте рабочей программы должны быть раскрыты возможности использования вариативной части ОПОП, определены темы и количество часов на их изучение, обоснована необходимость включения их в рабочую программу.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины включает часы обязательной и вариативной частей ОПОП:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося;
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося;
- самостоятельной работы обучающегося.
2.3 Раздел «Структура и содержание учебной дисциплины» должен содержать таблицы:
- объём учебной дисциплины и виды учебной работы;
- тематический план и содержание учебной дисциплины.
В таблице «Объём учебной дисциплины и виды учебной работы» указывается объем часов максимальной, обязательной аудиторной учебной нагрузки, самостоятельной работы обучающихся с учетом вариативной части ОПОП, конкретизируются виды обязательной аудиторной учебной нагрузки, самостоятельной работы и форма итоговой аттестации по дисциплине.
Таблица «Тематический план и содержание учебной дисциплины» включает в себя сведения о наименовании разделов дисциплины, тем, содержание учебного материала (дидактические единицы), лабораторных работ, практических занятий, тематику самостоятельной работы обучающихся, курсовых работ (проектов) (если предусмотрено), объем часов обязательной и вариативной частей, уровень их освоения.
По каждому разделу указывается:
- номер и наименование раздела;
- номер и наименование темы.
По каждой учебной теме раздела приводятся:
- содержание учебного материала (дидактические единицы);
- лабораторные работы и (или) практические занятия (порядковый номер и наименование)
- контрольные работы;
- самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебной дисциплины рекомендуется начинать с введения, где определяется место и роль дисциплины в системе профессиональной подготовки.
При изложении содержания учебного материала в тексте должны быть использованы только понятия и термины, относящиеся к конкретной области науки. Обозначения, единицы измерения и т.п. должны отвечать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов; иностранные слова (фамилии, названия, различные термины) должны приводиться в русской транскрипции.
Дидактические единицы по темам должны быть направлены на приобретение обучающимися умений, знаний, определенных ФГОС по учебной дисциплине в таблице «Структура основной профессиональной образовательной программы».
В содержании рабочей программы должны быть представлены разделы, темы и дидактические единицы обязательной и вариативной частей ОПОП. Образовательное учреждение имеет право включать дополнительные разделы, темы и дидактические единицы по сравнению с примерными программами. Перечень лабораторных работ и практических занятий, объем их часов может отличаться от рекомендованного примерной программой, но при этом должен обеспечивать приобретение обучающимися знаний, умений, направленных на формирование профессиональных и общих компетенций, определенных ФГОСНПО/СПО, и соответствовать объему часов, указанному в рабочем учебном плане.
Объем часов определяется по каждому разделу, теме. Количество часов по теме распределяется на изучение дидактических единиц учебного материала, выполнение лабораторных работ и (или) практических занятий, самостоятельную работу обучающихся.
Если по дисциплине предусмотрена курсовая работа (проект), то в конце таблицы, раскрывающей содержание обучения, вводится строка «Тематика курсовых работ», в которой приводится перечень тем курсовых работ (проектов), показывается количество аудиторных часов, отведенных на её выполнение.
Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц темы. Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкцииили под руководством);
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
При планировании самостоятельной внеаудиторной работы обучающимся могут быть рекомендованы следующие виды заданий:
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);
- подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;
для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариантных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчётно-графических работ;
- решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа;
- упражнения на тренажёре; упражнения спортивно- оздоровительного характера; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
2.4 Раздел «Условия реализации программы дисциплины» включает в себя:
требования к минимальному материально-техническому обеспечению;
информационное обеспечение обучения.
При определении требований к минимальному материально- техническому обеспечению учебные кабинеты, мастерские, лаборатории, необходимые для реализации программы, определяются в соответствии с ФГОС НПО/СПО. Образовательное учреждение имеет право этот перечень расширять и дополнять.
Перечень оборудования и технических средств обучения кабинетов, лабораторий, мастерских и т.д. даются по каждому в отдельности.
Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
2.5 Раздел «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины» определяет результаты обучения и те формы и методы, которые будут использованы для их контроля и оценки.
Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные обучающимися умения, направленные на формирование профессиональных и общих компетенций, которые переносятся из паспорта программы. Компетенции должны быть соотнесены со знаниями и умениями. Для контроля и оценки результатов обучения преподаватель выбирает формы и методы с учетом специфики обучения по программе дисциплины.
3. Рецензирование рабочих программ осуществляют при их разработке или пересмотре в новой редакции.
Рецензентами рекомендуется назначать ведущих специалистов потенциальных работодателей, ведущих специалистов отрасли по профилю специальности, ведущих преподавателей аналогичных по профилю кафедр вузов, колледжей.
Рецензент представляет свой отзыв в письменном виде и отражает в нем соответствие содержания программы требованиям ФГОС НПО/СПО, современному уровню и тенденциям развития науки и производства; оценивает оптимальность содержания разделов, целесообразность распределения по видам занятий и трудоемкости в часах; вносит предложения по улучшению программы и дает заключение о возможности использования в учебном прцессе.
Подписывая свой отзыв, рецензент указывает Ф.И.О., преподавателем каких дисциплин, какого образовательного учреждения является (если является сотрудником организации - занимаемую должность, организацию). Подпись рецензента заверяется, ставится печать.
Проект программы должен быть рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии, где заслушивается сообщение составителя (автора) программы, зачитывается отзыв внешнего рецензента. После одобрения программы и занесения соответствующей записи в протокол заседания предметной (цикловой) комиссии программа утверждается заместителем директора по учебной (учебно-методической) работе.
2.2.
Тематический план и содержание учебной дисциплины ________________________________________
МАКЕТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Наименование образовательного учреждения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
_____________________________________
код, профессия/специальности
_____________________________________
Москва
Год
на оборотной стороне
ОДОБРЕНА
Предметной
(цикловой) комиссией
___________________
(наименование
комиссии)
Протокол No
____
от «__» _____ 20___ г.
Председатель
предметной (цикловой) комиссии
_____________/___________
Подпись Ф.И.О.
|
Разработана на
основе Федерального государственного
образовательного стандарта по профессии/специальности
начального/среднего профессионального образования
________________________________
(код,
наименование профессии/специальности)
Заместитель
директора по учебной (учебно- методической работе
___________/____________
Подпись Ф.И.О.
|
Составитель
(автор):
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
наименование ГОУ СПО
Рецензент:______________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
3. условия реализации учебной дисциплины |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
1. паспорт
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
__________________________________________________________________
название
дисциплины
1.1. Область
применения рабочей программы
Примерная программа учебной дисциплины
является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии
(профессиям) НПО ______________________________
.
Указать
специальность (специальности) / профессию (профессии), укрупненную группу (группы) специальностей / профессий
или направление (направления) подготовки в зависимости от широты использования
примерной программы учебной дисциплины.
Рабочая программа учебной дисциплины может
быть использована ____________________________________________________________________
указать
возможности использования программы в дополнительном профессиональном
образовании (указать направленность программ повышения квалификации и
переподготовки) и профессиональной
подготовке (указать направленность программы профессиональной подготовки)
1.2.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
__________________________________________________________________
указать принадлежность учебной дисциплины к учебному
циклу; указать, на формирование каких общих и профессиональных компетенций она
направлена (таблица «Структура основной профессиональной образовательной
программ)
1.3.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины
обучающийся должен уметь:
__________________________________________________________________
В результате освоения учебной дисциплины
обучающийся должен знать:
__________________________________________________________________
Указываются требования к умениям и знаниям в
соответствии с ФГОС по специально- стям / профессиям, сформулированные в
таблице «Структура основной профессиональной образовательной программы, а
также те, которые дополнительно определены ГОУ СПО в соответствии с
требованиями работодателей и обучающихся.
1.4. Использование часов вариативной части
ОПОП*
№ п/п
|
Дополнительные знания, умения
|
№, наименование темы
|
Количество часов
|
Обоснование включения в рабочую программу
|
*- пункт оформляется, если часы вариативной
части использовались при разработке программы.
1.5 Рекомендуемое количество часов на освоение
программы дисципли- ны:
- максимальной учебной нагрузки
обучающегося_______часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки
обучающегося ______ часов;
- самостоятельной работы обучающегося ______ часов.
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид
учебной работы
|
Объем
часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
*
|
Обязательная аудиторная
учебная нагрузка (всего)
|
*
|
в том числе:
|
|
лабораторные работы
|
*
|
практические занятия
|
*
|
контрольные работы
|
*
|
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
|
*
|
Самостоятельная работа
обучающегося (всего)
|
*
|
в том числе:
|
|
самостоятельная работа над
курсовой работой (проектом) (если
предусмотрено)
|
*
|
………………
………………
Указываются другие виды
самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа,
внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.).
|
*
*
|
Итоговая аттестация в форме (указать)
в
этой строке часы не указываются
|
Во
всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов.
2.2.
Тематический план и содержание учебной дисциплины ________________________________________
наименование
Наименование разделов и тем
|
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
|
Объем часов
|
Уровень освоения
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Раздел 1.
|
||||
Тема 1.1.
|
Содержание
учебного материала
|
*
|
||
1
|
………….
|
**
|
||
Лабораторные
работы
|
*
|
|||
Практические
занятия
|
*
|
|||
Контрольные работы
|
*
|
|||
Самостоятельная
работа обучающихся
|
*
|
|||
Тема 2.
|
Содержание
учебного материала
|
*
|
||
1
|
………….
|
**
|
||
Лабораторные
работы
|
*
|
|||
Практические
занятия
|
*
|
|||
Контрольные работы
|
*
|
|||
Самостоятельная
работа обучающихся
|
*
|
|||
Раздел 2.
|
*
|
|||
Тема 2.1.
|
Содержание
учебного материала
|
*
|
||
1
|
………….
|
**
|
||
Лабораторные
работы
|
*
|
|||
Практические
занятия
|
*
|
|||
Контрольные работы
|
*
|
|||
Самостоятельная
работа обучающихся
|
*
|
|||
Примерная тематика
курсовой работы (проекта) (если
предусмотрены)
|
*
|
|||
Самостоятельная
работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)
|
*
|
|||
Всего:
|
*
(должно
соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.4 паспорта примерной программы)
|
Внутри каждого раздела указываются соответствующие
темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических
единицах), наименования необходимых
лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду),
контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если
предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается их примерная
тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено
звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в
столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного
материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее
изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности
по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и
самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования
к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация
программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
_____________;
мастерских ____________________; лабораторий__________.
указывается
наименование указываются при наличии указываются при наличии
Оборудование
учебного кабинета: __________________________________
Технические
средства обучения: ________________________________
Оборудование
мастерской и рабочих мест мастерской: __________________:
__________________________________________________________________
Оборудование
лаборатории и рабочих мест лаборатории:
__________________________________________________________________
Приводится
перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование,
технические средства, в т. ч. аудиовизуальные, компьютерные и
телекоммуникационные и т. п. (Количество не указывается)
3.2.
Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
_______________________________________________ Дополнительные источники:
_________________________________________
После каждого
наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания
(в соответствии с ГОСТом). При составлении учитывается наличие результатов
экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным
Минобрнауки России.
4. КОНТРОЛЬ И
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка
результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе
проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные
знания)
|
Коды формируемых профессиональных и общих компетенций
|
Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения
|
перечисляются
все знания и умения, указанные в п.4. паспорта про- граммы.
|
компетенции
должны быть соотнесены со знаниями и умениями, для этого необходимо
проанализировать, освоение каких компетенций базируется на знаниях и
умениях этой дисциплины.
|
для
контроля и оценки результатов обучения преподаватель выбирает формы и методы
с учетом формируемых компетенций и специфики обучения по программе
дисциплины.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий