четверг, 13 ноября 2014 г.

Междисциплинарные связи как инструмент мотивации обучающихся

Мною было подготовлено выступление на заседании ПЦК общего гуманитарного цикла на тему "Междисциплинарные связи как инструмент мотивации обучающихся" с целью обмена опытом.
Преподаваемая мною дисциплина, Иностранный язык, по сути беспредметна и изучается как средство коммуникации в профессиональной среде и повседневной жизни. Именно это позволяет максимально использовать содержание других дисциплин, в особенности профессионально направленных, на занятиях по английскому языку.
Я рассматриваю междисциплинарные связи прежде всего как способ мотивации моих обучающихся. В случае если преподаватели действуют разрозненно, преподавая бессвязные элементы своих дисциплин, обучающиеся сталкиваются с огромным количеством информации, которую они буквально не успевают «переварить». Это приводит не только к низкому уровню усвоения знаний, но и к потери мотивации в обучении – «Я ничего не понимаю, я ничего не знаю, я ничего не хочу!». Но в случае если преподаватели действуют сообща, корректируя, по мере возможности, содержание рабочих программ, увеличивая количество общих тем, наглядно демонстрируя связь дисциплин, то обучающиеся начинают осознавать целостность приобретаемых знаний и получают возможность эффективно систематизировать их.
Обучающийся, представляющий весь объём знаний, умений, навыков и образов действий, необходимых квалифицированному специалисту в своей области, как единую систему, способен построить собственную образовательную траекторию гораздо эффективнее, чем обучающийся, который не понимает, зачем изучается та или иная тема или дисциплина. Невозможно построить дом, если нет чертежа здания, благодаря которому становится понятно как все части дома связаны между собой и каков конечный результат. Поэтому я считаю, что задача преподавателя объяснить обучающимся, как между собой связаны дисциплины, почему и зачем изучается каждая тема и каким должен стать специалист по окончанию обучения.


Говоря о личном опыте, хотелось бы отметить как я задействовала междисциплинарные связи между английским языком и спец дисциплинами на своих занятиях. Проконсультировавшись со своей коллегой, Новожиловой Вероникой Александровной, преподавателем междисциплинарного курса 01.01. «Эксплуатация информационной системы», мною было решено разработать задания для занятия по английскому языку с использованием международного стандарта по информационной безопасности (ISO 17799). Данный стандарт впоследствии будет необходим обучающимся по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.04. Информационные системы (по отраслям), при изучении темы «Организация и технология защиты информации в ИС» дисциплины «Эксплуатация информационной системы».
В 2000 году международный институт стандартов ISO на базе британского BS 7799 разработал и выпустил международный стандарт менеджмента безопасности ISO/IEC 17799, имеющий на сегодняшний день мировое признание. Данный стандарт регламентирует способы управления информационной безопасностью организации вне зависимости от сферы деятельности компании и составлен на английском языке.
В программе Smart Notebook мною было разработано несколько заданий для обучающихся, целью которых было ознакомление с международным стандартом с использованием интерактивной доски.
Образец технологической карты при использовании данных заданий:
1. Организационный̆ этап. Обеспечение внешней̆ готовности к выполнению заданий. (2 мин.);
2. Постановка цели и задач занятия (3 мин.);
3. Актуализация знаний (5 мин.);

4. Посмотреть на слайд и попытаться определить, какое задание надо
выполнить.

5. Сопоставить тематические аббревиатуры с терминами на интерактивной̆ доске, прочитать их и перевести (рис. 1);
6. Интеллектуальная переработка и первичная проверка понимания (15 мин.):
6.1. Ознакомиться с международным стандартом по информационной̆ безопасности (ISO 17799) и определить его основное предназначение, расставив составные части определения в правильном порядке, используя интерактивную доску (рис.2);
6.2. Просмотреть международный̆ стандарт по обеспечению безопасности (ISO 17799) и определить основные этапы (шаги) по обеспечению информационной̆ безопасности, расставив их в правильном порядке используя интерактивную доску (рис. 3);
6.3. Прослушать отрывок из резюме на позицию «Аналитик информационной̆ безопасности».
6.3.1. Разделить предложенные утверждения на верные (TRUE) и неверные (FALSE), основываясь на услышанном ранее и используя интерактивную доску (рис 4);.
7. Первичное закрепление. Разгадать кроссворд, задания которого основаны на содержании международной̆ стандарта по обеспечению информационной̆ безопасности ISO 217799. Для того, чтобы увидеть задание, надо нажать на цифре соответствующего слова и справа появиться подсказка (CLUE), которую необходимо вытащить на экран. (10 мин.) (рис. 5).
* далее, используя стандарты в области информационной̆ безопасности: ISO IEC 17799 2000 рус., ISO-17799 англ. яз., теоретическую информацию по теме “Организация и технология защиты информации в ИС”; инструкции по организации антивирусной̆ защиты обучающиеся способны разработать этапы проекта программы антивирусной защиты.

Таким образом, можно сделать вывод, что реализация преподавателями междисциплинарных связей способна повысить мотивацию обучающихся и позволяет обучающимся взглянуть на процесс обучения как на нечто целостное и взаимосвязанное, зависящее друг от друга и необходимое высококвалифицированному специалисту.
Слайды заданий:


РИСУНОК 1

РИСУНОК 2

РИСУНОК 3
  

РИСУНОК 4


РИСУНОК 5

Комментариев нет:

Отправить комментарий