Вот уже третий год подряд я принимаю участие в в Московском городском профессиональном конкурсе педагогического мастерства и общественного признания "Педагог года Москвы - 2015" (сайт конкурса).К сожалению, для прохода во второй тур, необходимо набрать большое количество голосов и каждый год мне не хватает поддержки своей профессиональной образовательной организации.С 4 по 16 декабря пройдёт голосование и я прошу каждого из вас зайти на сайт конкурса и проголосовать за меня!
Жарова В.А. "Педагог года Москвы - 2015"
Ниже моё эссе для участия в первом этапе «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!» об основополагающих принципах активизации познавательной активности обучающихся. Надеюсь, коллеги найдут его информативным.
Искренне надеюсь что Вы, коллеги, обучающиеся, родители и родственники, посетившие мой сайт, поможете мне в этом году и у меня появится возможность проявить себя во втором туре, в итоге, возможно, исполнив свою мечту, победить в номинации "Учитель года"))
Заранее спасибо!
Видеопрезентация преподавателя Жаровой В.А., разработанная так же для первого этапа доступна по ссылке:
Видеопрезентация Жаровой В.А.
Жарова В.А. "Педагог года Москвы - 2015"
Ниже моё эссе для участия в первом этапе «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!» об основополагающих принципах активизации познавательной активности обучающихся. Надеюсь, коллеги найдут его информативным.
Искренне надеюсь что Вы, коллеги, обучающиеся, родители и родственники, посетившие мой сайт, поможете мне в этом году и у меня появится возможность проявить себя во втором туре, в итоге, возможно, исполнив свою мечту, победить в номинации "Учитель года"))
Заранее спасибо!
Видеопрезентация преподавателя Жаровой В.А., разработанная так же для первого этапа доступна по ссылке:
Видеопрезентация Жаровой В.А.
С самого раннего детства ребёнок
интересуется всем вокруг. Бессознательная активизация познавательной
деятельности начинается с элементарных вопросов об окружающих его вещах «Что
это?», «Кто это?», после чего появляются вопросы сложнее «Почему трава
зелёная?», «Что будет после зимы?» и «Сколько звёзд на небе?». Чем старше человек
становится, тем больше он пытается самостоятельно разобраться в природе тех или
иных вещей, развивая тем самым в себе Дух Просвещения, который в на протяжении
всей жизни позволяет делать чудные открытия.
Известно, что знания полученные
обучающимися в готовом виде, как правило, вызывают затруднения в их применении
на практике и не являются продуктивными, поэтому вопрос активизации учения
обучающихся, развития деятельностного подхода и этого самого Духа Просвещения, всегда
был и остаётся актуальным из-за своего прямого влияния на эффективность и
качество учебного процесса. Необходимость не просто выучить, но и практически
овладеть знаниями приводит к тому, что познавательная деятельность обучающихся
не может сводиться только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала,
и требует внедрения определённых принципов.
Основополагающий принцип
активизации познавательной активности обучающихся, это принцип проблемности. Благодаря
тому, что преподаватель создаёт проблемную задачу, для решения которой
обучающемуся не хватает имеющихся знаний , он вынужден сам проявить активность
для формирования новых знаний самостоятельно, с помощью других обучающихся или
преподавателя. Рекомендуется выбирать специфические дидактические задачи,
соответствующие интересам обучающихся. Например, разрушение ошибочных
стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, критического мышления.
Перейти от теоретического
осмысления новых знаний к их практическому применению позволит сочетание
принципа проблемности с принципом организации учебно-познавательной
деятельности в соответствии с практическими задачами обучения. Суть данного
принципа состоит в организации учебно-познавательной деятельности по аналогии с
реальной практической деятельностью, которую будет осуществлять обучающийся в
своей дальнейшей профессиональной деятельности. Осознание необходимости
практики определённых образов действий для последующей профессиональной
эффективности мотивирует обучающихся к активному участию в учебном процессе.
Принцип взаимообучения
позволяет сильным обучающимся проявить активность, объясняя сложный материал более
слабым обучающимся. Подобные виды деятельности так же развивают коммуникативную
компетенцию и вырабатывают чувство ответственности.
Творческий и поисковый характер
учебно-познавательной деятельности, включающий в себя элементы анализа, обобщения
и систематизации обеспечивается исследовательским принципом изучения проблем и
явлений. Осознание своей причастности к исследованию чего-то нового,
интересного, глобального является мощным стимулом к познанию.
Принцип индивидуализации и
дифференциации обучения позволяет учитывать индивидуальные возможности и
особенности обучающихся (состав групп, уровень обученности, психотипы и т.п.).
Дифференцированные задания способны внести дух состязательности даже среди
обучающихся с разным уровнем обученности.
Не менее важным в учебном
процессе является реализация принципа самообучения, т.е. активизация механизма
самоконтроля и саморегулирования. На основании личного активного
стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений каждого
обучающегося, ими самостоятельно изучается дополнительная литература и с
помощью преподавателя строится и корректируется индивидуальная образовательная
траектория.
Увеличивать желание заниматься
учебно-познавательной деятельностью помогает принцип мотивации. Для этого необходимо
возбудить у обучающегося желание решить проблему, доказать что-то, познать,
оспорить. Главным мотивом активизации обучающихся является профессиональный
интерес. Обучающемуся не интересно изучать придуманные ситуации, не отражающие
реальную действительность и обсуждать проблемы, которые не имеют никакого к
нему отношения. Мотивация резко возрастает, если материал содержит характерные
проблемы, которые приходится встречать и решать обучающемуся в повседневной и
будущей профессиональной жизни. Его познавательная активность будет обусловлена
заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.
Применяя основные принципы
активизации познавательной деятельности обучающихся, преподаватель приобретает
не только активных, ищущих, ответственных студентов, но и делает весь процесс
обучения более эффективным, благодаря продуктивному усвоению знаний,
практикоориентированным и ведущим в огромному количеству открытий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий