воскресенье, 23 ноября 2014 г.

Эссе Жаровой В.А. для участия в "Педагог года Москвы - 2015"

Вот уже третий год подряд я принимаю участие в в Московском городском профессиональном конкурсе педагогического мастерства и общественного признания "Педагог года Москвы  - 2015" (сайт конкурса).К сожалению, для прохода во второй тур, необходимо набрать большое количество голосов и каждый год мне не хватает поддержки своей профессиональной образовательной организации.С 4 по 16 декабря пройдёт голосование и я прошу каждого из вас зайти на сайт конкурса и проголосовать за меня!
Жарова В.А. "Педагог года Москвы - 2015"
Ниже моё эссе для участия в первом этапе «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!» об основополагающих принципах активизации познавательной активности обучающихсяНадеюсь, коллеги найдут его информативным. 
Искренне надеюсь что Вы, коллеги, обучающиеся, родители и родственники, посетившие мой сайт, поможете мне в этом году и у меня появится возможность проявить себя во втором туре, в итоге, возможно, исполнив свою мечту, победить в номинации "Учитель года"))
Заранее спасибо!
Видеопрезентация преподавателя Жаровой В.А., разработанная так же для первого этапа доступна по ссылке
Видеопрезентация Жаровой В.А.




«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!»

С самого раннего детства ребёнок интересуется всем вокруг. Бессознательная активизация познавательной деятельности начинается с элементарных вопросов об окружающих его вещах «Что это?», «Кто это?», после чего появляются вопросы сложнее «Почему трава зелёная?», «Что будет после зимы?» и «Сколько звёзд на небе?». Чем старше человек становится, тем больше он пытается самостоятельно разобраться в природе тех или иных вещей, развивая тем самым в себе Дух Просвещения, который в на протяжении всей жизни позволяет делать чудные открытия.
Известно, что знания полученные обучающимися в готовом виде, как правило, вызывают затруднения в их применении на практике и не являются продуктивными, поэтому вопрос активизации учения обучающихся, развития деятельностного подхода и этого самого Духа Просвещения, всегда был и остаётся актуальным из-за своего прямого влияния на эффективность и качество учебного процесса. Необходимость не просто выучить, но и практически овладеть знаниями приводит к тому, что познавательная деятельность обучающихся не может сводиться только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала, и требует внедрения определённых принципов.
Основополагающий принцип активизации познавательной активности обучающихся, это принцип проблемности. Благодаря тому, что преподаватель создаёт проблемную задачу, для решения которой обучающемуся не хватает имеющихся знаний , он вынужден сам проявить активность для формирования новых знаний самостоятельно, с помощью других обучающихся или преподавателя. Рекомендуется выбирать специфические дидактические задачи, соответствующие интересам обучающихся. Например, разрушение ошибочных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, критического мышления.
Перейти от теоретического осмысления новых знаний к их практическому применению позволит сочетание принципа проблемности с принципом организации учебно-познавательной деятельности в соответствии с практическими задачами обучения. Суть данного принципа состоит в организации учебно-познавательной деятельности по аналогии с реальной практической деятельностью, которую будет осуществлять обучающийся в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Осознание необходимости практики определённых образов действий для последующей профессиональной эффективности мотивирует обучающихся к активному участию в учебном процессе.
Принцип взаимообучения позволяет сильным обучающимся проявить активность, объясняя сложный материал более слабым обучающимся. Подобные виды деятельности так же развивают коммуникативную компетенцию и вырабатывают чувство ответственности.
Творческий и поисковый характер учебно-познавательной деятельности, включающий в себя элементы анализа, обобщения и систематизации обеспечивается исследовательским принципом изучения проблем и явлений. Осознание своей причастности к исследованию чего-то нового, интересного, глобального является мощным стимулом к познанию.
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения позволяет учитывать индивидуальные возможности и особенности обучающихся (состав групп, уровень обученности, психотипы и т.п.). Дифференцированные задания способны внести дух состязательности даже среди обучающихся с разным уровнем обученности.
Не менее важным в учебном процессе является реализация принципа самообучения, т.е. активизация механизма самоконтроля и саморегулирования. На основании личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений каждого обучающегося, ими самостоятельно изучается дополнительная литература и с помощью преподавателя строится и корректируется индивидуальная образовательная траектория.
Увеличивать желание заниматься учебно-познавательной деятельностью помогает принцип мотивации. Для этого необходимо возбудить у обучающегося желание решить проблему, доказать что-то, познать, оспорить. Главным мотивом активизации обучающихся является профессиональный интерес. Обучающемуся не интересно изучать придуманные ситуации, не отражающие реальную действительность и обсуждать проблемы, которые не имеют никакого к нему отношения. Мотивация резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые приходится встречать и решать обучающемуся в повседневной и будущей профессиональной жизни. Его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.
Применяя основные принципы активизации познавательной деятельности обучающихся, преподаватель приобретает не только активных, ищущих, ответственных студентов, но и делает весь процесс обучения более эффективным, благодаря продуктивному усвоению знаний, практикоориентированным и ведущим в огромному количеству открытий.


Комментариев нет:

Отправить комментарий