понедельник, 14 марта 2016 г.

Сценарий мастер-класса по составлению видеорезюме для обучающихся ПОО

МАСТЕР-КЛАСС
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ВИДЕОРЕЗЮМЕ

профориентационное мероприятие
для студентов профессиональных образовательных организаций


СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Сценарий мастер-класса для студентов ПОО по составлению видеорезюме
Список использованных источников




ВВЕДЕНИЕ

Мастер-класс по составлению видеорезюме – это профориентационное мероприятие, разработанное преподавателем Жаровой Викторией Александровной и реализованное на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Технического пожарно-спасательного колледжа имени Героя Российской Федерации В.М. Максимчука».
Результатом проведения мастер-класса Жаровой В.А. среди обучающихся выпускных и предвыпускных групп ГБПОУ ТПСК им. В.М. Максимчука, стало создание нескольких видеорезюме и получение диплома III степени на городском конкурсе «Видеорезюме» для студентов профессиональных образовательных организаций, реализуемого в рамках профориентационного марафона «Карьерный навигатор: масштаб города», проводимом Государственным бюджетным образовательным учреждением города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Городской методический центр Департамента образования города Москвы.
Рецензентом данной методической разработки стала преподаватель высшей квалификационной категории Нефёдова В.Д. Разработка была рассмотрена на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин.
Мероприятие проводится среди студентов профессиональных образовательных организаций в рамках содействия трудоустройству выпускников.
Цель мероприятия – ознакомление студентов с современными технологиями самомаркетинга и продвижения на рынке.
Задачи мероприятия:
- создание условия для развития общих и профессиональных компетенций обучающихся;
- стимулирование мотивации обучающихся к формированию информативного профессионального портфолио;
- стимулирование профессионального развития, творческого потенциала, расширение диапазона профессионального общения;
Необходимое оборудование и реквизит:
- компьютер;
- проектор и экран (или интерактивная доска);
- видеокамера или мобильный телефон.



СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПОО
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ВИДЕОРЕЗЮМЕ

Оформление помещения: изображения будней работающих людей.
На экране: «У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление» Коко Шанель

I.                  Вступительное слово (5 мин):
Речь преподавателя
Комментарии
Здравствуйте, уважаемые студенты! Скажите, чем вы планируете заниматься по окончанию учёбы?
Среди всех ответов внимание обращается на ответы о дальнейшем трудоустройстве
А как вы видите работу своей мечты?
Стимулируются обдуманные, серьёзные ответы – высокооплачиваемая интересная работа с удобным графиком, трудоустройством в соответствии с ТК РФ, оплачиваемой медицинской страховкой, обедами, парковочным местом, регулярными премиями, тренингами и т.д.
Как вы думаете, что необходимо для трудоустройства на такую работу?
Выслушиваются все ответы, потом они расставляются в хронологическом порядке – получение качественного образования, соискание подходящей должности, отправка резюме, прохождение собеседования, прохождение испытательного срока
Попытайтесь предположить, какое количество резюме приходит сотруднику отдела кадров крупной компании при размещении объявления о приёме на работу?
Правильный ответ – более 100 штук за первые несколько часов размещения
Как же сделать так, чтобы Ваше резюме выделялось из сотен подобных? Как сделать его максимально индивидуальным и запоминающимся?
Создать видеорезюме
Сегодня вы узнаете, что такое видеорезюме и получите рекомендации по его качественному составлению.
Включается презентация (приложение 1)



II.               Теоретическая часть (40 мин):
1.       Что такое видеорезюме? Видеорезюме короткий маркетинговый ролик, в котором человек кратко и ёмко презентует себя для различных карьерных целей, отвечая на типичные вопросы работодателей и доказывает, почему он хочет работать на данной позиции в данной компании. Это может быть как краткая самопрезентация, длительностью до 1 минуты, так и развёрнутое повествование на 3-5 минут.
Видеорезюме (синонимы видео презентация, видео обращение), присылаемое вместе с электронным резюме (то есть видеорезюме не заменяет стандартное резюме, а лишь дополняет его), является новым способом представления информации отделу подбора персонала (рекрутерам компании) на российском рынке. Так как это новый способ представления информации на него чаще обращают внимание специалисты отдела рекрутмента. Если соискатель ищет работу в других городах или за рубежом, то видеорезюме позволяет сэкономить время и силы в представлении себя компании. При грамотном составлении видеорезюме способно повысить конкурентоспособность соискателя в несколько раз. По сравнению с конкурентами, которые прислали на вакансию только стандартные резюме, видеорезюме позволяет соискателю лично представить свою информацию. Личное представление позволяет произвести благоприятное первое впечатление на рекрутера, а чаще всего именно от успешности первого впечатления зависит приглашение на собеседование и последующий отбор на вакансию.

2.       Положительные для соискателя стороны видеорезюме:
А) Необычность формы самопрезентации обращает на себя внимание.
Отделы подбора персонала ежедневно и в большом количестве получают на электронную почту стандартно составленные резюме соискателей. В большинстве из них размещена фотография соискателя, но она статична и по ней трудно составить впечатление о кандидате. Принято размещать фотографию в официальном стиле (деловой дресс-код, застывшая поза, серьезное выражение лица), и как следствие, все фотографии похожи. Видеообращение по форме представления информации наоборот необычно и это привлекает внимание, а также динамично и сугубо индивидуально, поэтому просматривается рекрутером в первую очередь. На российском рынке труда видеорезюме практически не распространены, и, следовательно, отправление его на вакансию повышает шансы на трудоустройство.
Б) Раскрытие личностных качеств соискателя.
В обычном резюме содержится перечисление профессиональных успехов соискателя и немного места уделено его личностным качествам. Список приводимых личностных качеств на данную вакансию, как правило, стандартен, а также отражает популярную позицию по этому вопросу. На первом месте – активность, на втором – коммуникативность, на третьем – ответственность.  Типичный афоризм работодателя: берём на работу профессионалов, а работаем с людьми. Безусловно, профессиональные достижения удобнее  воспринимать в виде перечисления по годам, но при приеме на работу оцениваются все стороны соискателя, и его личность является не менее серьезным аргументом, чем его профессионализм. То, что человек говорит о себе, как он это говорит, его внешность и манера поведения – всё это уникально и информативно.  Личностный облик соискателя наиболее ярко виден в видеорезюме, и именно это позволяет составить действительно полное впечатление о соискателе.
В) Психологическая безопасность самопрезентации.
В видеорезюме человек рассказывает о себе так, как он считает нужным для того, чтобы произвести благоприятное впечатление. Ту же задачу соискатель решает и на очном собеседовании, но это благоприятное впечатление нужно произвести уже на рекрутера в небезопасной ситуации, так как он задаёт неожиданные, а то и стрессовые вопросы. Первое впечатление о человеке складывается за первые 30-60 секунд общения, именно эту возможность и предоставляет грамотно записанное видеорезюме.

3.       Отрицательные для соискателя стороны видеорезюме:А) Ограниченность по форме и времени.
Видео презентация не может быть продолжительной, иначе она не будет вызывать интереса у рекрутера. Поэтому возникает необходимость выбора только наиболее значимой информации о себе, и что-то обязательно останется «за кадром».
Б) Качество записи видеорезюме. 
Чтобы видео презентация произвела впечатление, необходимо высокое качество её записи: изображение, фокус, звук. Некачественное видео скорее вызовет негативную реакцию рекрутера, чем желание познакомиться с соискателем и дальше посмотреть его стандартное резюме.
В) Необходимость обновления. 
В видеорезюме обязательно называется вакансия, на которую претендует соискатель, и желательно название компании, в которую оно отсылается. Именно такая форма продуктивна, чтобы видеорезюме не выглядело любительским роликом. Следовательно, для отправки в другую компанию в видеорезюме нужно вносить изменения и записывать заново. Видеозаписи, безусловно, предшествует внимательное изучение требований к вакансии, которые размещены компанией в интернете. И в записываемом видеорезюме эти требования должны быть полностью отражены.

4. Структура видеорезюме:
I.     Представление. «Здравствуйте, меня зовут …». В приветствии не нужно называть время суток или использовать стиль электронного письма – «Доброго времени суток!».
Называется сначала имя, отчество, а потом фамилия. Это форма личного представления, которая уместна в видеообращении. Молодым соискателям лучше не называть отчества, т.к. традиционно это не используется в общении. Называемое имя должно быть в полной форме, а не в сокращенных вариантах.
II.     Называние вакансии. «Я претендую на вакансию…(название вакансии); Я хочу предложить свою кандидатуру на вакансию…(название вакансии); Я хочу занять вакантную позицию….(название вакансии)  в вашей компании…; Я узнал(а), что в вашей компании открыта вакансия… (название вакансии) и хочу предложить свою кандидатуру».
При предложении себя на вакансию не должны употребляться безличные речевые обороты: мне интересна вакансия, меня интересует вакансия; и сослагательные формы речи: я хотел бы, я бы мог претендовать, мне хотелось бы занять вакансию. Это создает впечатление незаинтересованности соискателя в вакансии и неопределенности его намерений.
III.     Образование. «Я в таком-то году закончил(а) такое-то учебное заведение по специальности ….(название специальности); Имею профильное образование, получил(а) диплом…(название специальности) в таком-то году; По образованию я …(название специальности).
При назывании учебного заведения должно быть его полное название, а не жаргонизмы: закончила Плешку, Вышку и т.д. Специальность называется применительно к вакансии: не «Менеджмент», а менеджер. Если полученное образование по профилю не соответствует вакансии, то в этом случае лучше сказать, что имеется среднее профессиональное образование без уточнения специальности. Если в описании вакансии не указан профиль образования, то надо говорить просто о наличии среднего профессионального образования, т.к. сложно предугадать реакцию работодателя на полученное образование.
IV.     Опыт работы: А) «Мой опыт работы в должности (название должности) составляет … лет; Работаю (название должности) … лет; Столько-то лет работал(а) на позиции (название должности) и выполняла в том числе функции (название вакансии)».  Б) «Занимался вопросами….(перечисление профессиональных задач и функций); В мои обязанности входило …(перечисление); Мой основной функционал состоял из … (перечисление)».
Нужно рассказывать об опыте, имеющем непосредственное отношение к требованиям вакансии, даже если этот опыт не является сегодняшним. Важно подчеркнуть его наличие. Не стоит перечислять все свои прошлые места работы в хронологическом порядке, даже если они прямо связаны с вакансией. Слишком многочисленное перечисление вызывает утомление и может произвести впечатление неумения соискателя работать на одной позиции длительное время. При перечислении должностных обязанностей следует указывать наиболее существенные профессиональные действия, их не должно быть менее 3-4 и более 5-6. Если в описании вакансии подчеркивается значимость какого-то одного профессионального действия, то оно должно быть названо первым и пояснено.
V.     Повышение квалификации и/или смежные навыки.
А) «Я постоянно повышаю свою квалификацию, закончил(а) курсы/мастер-класс/программу … (название); Я имею сертификат/удостоверение по … (название); Дополнительно к высшему образованию я закончил(а) … (название)»; Б) «Кроме перечисленных обязанностей я умею… (название); Также я выполнял(а) обязанности… (название); У меня есть дополнительные навыки, я умею… (название)».
Безусловно, профессиональная активность в виде повышения квалификации, освоения дополнительных смежных с должностью навыков – это приветствуется любым работодателем, но здесь важно чувство меры. Не должно складываться впечатление, что соискатель постоянно и много чему-то учится, потому что возникает закономерный вопрос: а когда он работает и как применяет столь разносторонние навыки? Повышение квалификации должно быть напрямую связано с вакансией и если есть выбор, то должно называться наиболее существенное. Следует обратить внимание, что принято считать нормой повышение квалификации каждые 3-5 лет в форме наиболее приветствуемой для данной сферы труда. Следует обратить внимание, что называемые смежные навыки должны быть связаны с основной профессиональной задачей, указанной в вакансии, и являться её расширением. Если в вакансии не описывается функционал руководителя, то лучше не обозначать имеющийся в этой области опыт. Чаще всего в качестве смежных указываются IT-навыки, иностранные языки, вождение автомобиля.
VI.     Личностные качества. «Я …(названия качеств); О себе могу сказать, что я…(названия качеств); Мои личные качества –…(названия качеств); …(названия качеств) – это мои лучшие качества».
Личностных качеств должно быть названо несколько (от 3 до 5), они не должны в точности повторяться с указанными в вакансии. Когда соискатель называет свои личностные качества и тем самым описывает себя как человека, он решает задачу характеристики себя как профессионала, обладающего достаточным личным потенциалом для эффективной работы. Поэтому в характеристику своей личности нужно вносить либо общепрофессиональные качества (активность, инициативность, ответственность, пунктуальность, толерантность, лояльность, обучаемость, коммуникабельность), либо тесно связанные с конкретной областью деятельности (креативность, оригинальность, принципиальность, решительность, волевые качества). Следует избегать формулировок качеств с приставкой «не», лучше сказать: я – активный, чем я – не пассивный. Также не следует относить к числу своих достоинств общечеловеческие добродетели: доброту, справедливость, честность, порядочность; это придаёт видеорезюме ненужный пафос и чаще вызывает чувство неискренности соискателя.
Говорить о себе хорошо, публично описывать свои сильные стороны – это психологически сложная задача. Здесь важную роль играет впечатление об искренности соискателя, поэтому следует обратить внимание на интонацию и тон произнесения названий личных качеств. Если соискатель говорит о себе, что он активный, а темп его речи и громкость голоса свидетельствует об обратном, то скорее это напоминает пародию, чем эффективную самопрезентацию. Выбирая список качеств и тренируясь в их произнесении, соискателю надо понимать, что не стоит стараться произвести впечатление о себе как об идеальном человеке или принципиально другом, чем есть на самом деле. Искренность и открытость в этом фрагменте видеорезюме очень важна для достижения цели.
VII.     Мотивация. «Я люблю работать …(название вакансии), потому что … (описание мотива); Я хочу работать …(название вакансии) в вашей компании, потому что… (описание мотива);      Я считаю, что смогу эффективно работать на позиции … (название вакансии), потому что … (описание мотива); Я хочу предложить вам свою кандидатуру на …(название вакансии), потому что … (описание мотива)».
Это заключительная фраза видеорезюме, и, следовательно, по эмоциональной насыщенности и значению именно она должна быть самой сильной фразой видео обращения. Т.к. по законам восприятия информации лучше всего запоминается начало и конец информации. В этой фразе должно быть четко сформулировано мотивационное намерение соискателя  (описание мотива). К числу недопустимых мотивов сразу следует отнести: у меня нет работы; я давно не работаю и мне нужны деньги на жизнь; я лучший соискатель; мне нравится ваша зарплата. Произносимая заключительная фраза должна быть хорошо продумана соискателем и в первую очередь он сам для себя должен осознанно ответить на вопрос: почему он хочет занять эту вакансию?
В обобщенном виде выше перечисленные требования указаны в данном шаблоне (таблица 1.).
Таблица 1. Структура видеорезюме
Примерная произносимая фраза
Примерная длительность
(90-120 сек.)
1.Представление
Здравствуйте, меня зовут …
5
2.Называние вакансии
Я претендую на вакансию …
5
3.Образование
По образованию я …
15
4.Опыт работы
Мой опыт работы в должности  составляет … лет.
В мои обязанности входило …
30
5.Повышение квалификации и/или смежные навыки
Я постоянно повышаю свою квалификацию, закончил(а)…
У меня есть дополнительные навыки, я умею …
30
6. Личностные качества
О себе могу сказать, что я
10
7. Мотивация
Я хочу работать … в вашей компании, потому что
10

5. Как создать видеорезюме высокого качества:
·           Создайте собственный шаблон видеорезюме по аналогии с таблицей 1, вписав все фразы, которые будут произнесены и свои персональные данные.
·           Несколько раз, в том числе перед зеркалом, отрепетируйте своё выступление. Рекомендуется также отрепетировать перед кем-то из друзей, родственников и одногруппников и спросить их мнение. Внести необходимые коррективы.
·           Обратите внимание на свой внешний вид. Он должен соответствовать заявленной позиции и деловому этикету. Лучше всего подойдет костюм синего, бежевого, черного или серого цветов. Женщинам стоит помнить о том, что макияж должен быть нейтральных тонов, а украшения не должны бросаться в глаза.
·           Для организации фронтальной съёмки  краткого видеорезюме выберите тихое, светлое помещение с подходящим (спокойным, однотонным) фоном. Вряд ли работодатель оценит домашнюю обстановку с разбросанными по комнате вещами. Съемку лучше организовать в офисном помещении или кабинете, настраивающем на деловой лад.
·           Если Вы делаете подробный ролик, то можно включить видеофрагмент, демонстрирующий, как Вы выполняете свою работу (если это возможно).
·           Для хорошего качества видео записи рекомендуется находиться перед источником света (желательно дневного). Камеру следует установить на ровную, устойчивую поверхность.
·           Для хорошего качества аудио записи, рекомендуется использовать микрофон.
·           В ходе съемки смотрите прямо в камеру или, как в телевизионном интервью, обращаясь к собеседнику (в качестве которого может выступить один из ваших знакомых). Отрицательно скажется и монотонное чтение заученного текста. Внесите элемент импровизации в ваше видеорезюме!
·           Старайтесь говорить свободно, искренне, эмоционально.
·           Ни в коем случае нельзя читать с листа перед камерой.
·           Если Вы претендуете на разные вакансии, подготовьте несколько видеороликов.
·           Посмотрите примеры видеорезюме на сайте http://video.resume.ru/
·           Как правило, записанная видеопрезентация требует тщательной доработки: в данном случае лучше не экономить на услугах профессионалов, т.к. от этого может зависеть ваша дальнейшая карьера.
·       Если вы решили делать видеорезюме — доводите идею до логического завершения. Не бойтесь творческого подхода, добавьте немного юмора.
Но оставайтесь стильными. Будьте креативны, но профессиональны. Не отходите слишком далеко от рабочей манеры поведения.   
·            Можно воспользоваться сервисом http://hh.ru/для записи видеорезюме.
·            Своё видеорезюме можно опубликовать на видео-хостинге http://www.youtube.com/
·            Видеорезюме может быть передано работодателю на электронных носителях или по e-mail
·            Помните, обычное классическое резюме в разы лучше, чем плохая видеопрезентация. Это тот самый случай, когда нужно делать либо отлично, либо не делать вообще. 

6. Ошибки при создании резюме:
·          Снять видео в наше время – это не такая сложная задача, с ней может справиться не только видеокамера, но и веб-камера или хороший мобильный телефон. Поэтому не используйте для записи различные сервисы, которые помещают на вашем видеопослании свою рекламу. Резюме – это реклама вас и только вас, в нём не должно быть сторонних компаний, марок, логотипов. 
·          Если не хотите получить нелепый ролик, не злоупотребляйте видеоэффектами, особенно если у вас нет навыков работы с программами, которые обрабатывают видео. 
·          Если вы не знаете, как добавить в видеозапись другой отрывок видео или несколько фотографий, ищите информацию об этом в интернете, но ни в коем случае не снимайте нужные кадры камерой прямо с экрана монитора компьютера! Это сразу бросается в глаза и выглядит крайне непрофессионально. И не забывайте, что некоторые цвета не сочетаются друг с другом, а текст с вашим именем, контактами и названием вакансии, на которую вы претендуете, должен быть читабельным. 
·          Не стоит растягивать картинку видео, даже если велик соблазн выглядеть в резюме стройнее. Если вы считаете, что это никто не заметит, то ошибаетесь, вытянутая картинка будет сильно бросаться в глаза.
·          Звук в видео не менее важен, чем картинка. Постарайтесь не говорить в микрофон слишком близко, не стоит в него плевать – вашим слушателям это точно не понравится. Если у вас нет возможности записать звук в специальной студии, лучше вообще не записывать его отдельно – зрители обязательно заметят, как расходится звук и картинка.
·           Не нужно читать бумажную копию своего резюме перед камерой. Конечно, надо подготовить ответы на все вопросы, но не стоит писать дословный сценарий. Старайтесь говорить как можно более свободно и искренне, при этом постарайтесь не допускать речевых ошибок и обязательно поработайте над своей дикцией. 
·          Всего 20 секунд в двухминутном резюме посвящать рассказу о себе – немыслимое расточительство. Развязность и разговоры «за жизнь», а также высмеивание и унижение других соискателей также не добавит вам очков. 
·          Видеорезюме должно презентовать вас как хорошего специалиста. Создавайте свое резюме с учетом потребностей вакансии. Нужна креативность – проявите ее, но если вы претендуете на позицию бухгалтера, не бойтесь показаться «профессиональным сухарем». Перед тем, как включать камеру, подумайте, есть ли смысл вообще создавать видеорезюме для вашей специальности. 
·          Оригинальность – это замечательно, но создание наигранных ситуаций, «ток-шоу» – это не лучший выбор, от такого видео за километр несёт фальшью. Вам правда хочется открыто признаться в резюме в том, что оно неискреннее и постановочное? А если вы просите друзей рассказать о вас на камеру, постарайтесь, чтобы это также выглядело естественно, иначе ничего хорошего из такой затеи не получится. 
·          Если кандидат рассказывает о своих детских достижениях, да ещё и посвящает этому половину резюме, то это говорит об одном: профессиональных качеств и навыков, которыми можно похвастаться, у соискателя попросту нет. Помещать в резюме свои детские фотографии тоже не нужно. И самое главное: не забывайте рассказать в резюме, на какую вакансию претендуете, или хотя бы расскажите, в какой сфере ищете работу.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.                     Огнев А.С., Лихачева Э.В. Построение индивидуальных образовательных траекторий, ориентированных на будущий успех студентов // Гуманитарные ведомости ТПГУ им. Л.Н. Толстого. 2014. №3(11). С. 111-115.
2.                     Пучкова Е.Б. Видеорезюме как средство развития профессиональной успешности студента // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/50861 (дата обращения: 19.10.2015).
3.                     Положение о проведении конкурса для студентов профессиональных образовательных организаций «Видеорезюме» ГБОУ ГМЦ ДОгМ от 23.09.2015.
«10 ошибок при создании видеорезюме» Статья «НП-Сервис», режим доступа  https://www.facebook.com/npservice.by/posts/296123570498325

Комментариев нет:

Отправить комментарий