понедельник, 14 марта 2016 г.

Методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия городской недели профилактики употребления психоактивных веществ «Независимое детство» в рамках проекта «Москва – позитивное пространство!»


Методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия городской недели профилактики употребления психоактивных веществ «Независимое детство»
в рамках проекта «Москва – позитивное пространство!»

КОММУНИКАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ
«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОО»

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ИНФОРАМАЦИЯ О ДНЕ БОРЬБЫ С НАРКОБИЗНЕСОМ
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ


ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

С 29 февраля по 4 марта 2016 года Городской методический центр в рамках проекта «Москва – позитивное пространство» организует неделю профилактики употребления психоактивных веществ «Независимое детство».
Мероприятие приурочено к Всемирному дню борьбы с наркотиками и наркобизнесом (1 марта).
Неделя направлена на снижение рисков возможного употребления обучающимися психоактивных веществ, расширение представления подростков о замещении употребления психоактивных веществ (труд, спорт, творчество, подвижные игры), развитие навыков проявления силы воли и принятия собственных решений (выбор).
События недели представлены тематическими классными часами, спортивными соревнованиями, тренингами, флешмобами, акциями, беседами со специалистами различных ведомств.
К участию приглашаются обучающиеся образовательных организаций 5–11-х классов, студенты колледжей, педагоги, родители.
29 февраля 2016 года в 14:00 состоится вводный вебинар по организации и проведению недели профилактики употребления психоактивных веществ «Независимое детство».
По вопросам организации и проведения недели обращаться к ответственным методистам ГМЦ ДОгМ.
Ответственные:
Завальский Артём Владиславович, методист ГМЦ ДОгМ.
Телефон: 8 (499) 763-70-45, доб. 155.
Электронная почта: zavalskyav@mosmetod.ru.
Шишлова Светлана Михайловна, методист ГМЦ ДОгМ.
Телефон: 8 (499) 763-67-57, доб. 199.
Электронная почта: shishlovasm@mosmetod.ru.
Чечерина Ольга Николаевна, методист ГМЦ ДОгМ.
Телефон: 8 (499) 763-67-57, доб. 199.
Электронная почта: checherinaon@mosmetod.ru.
Михалева Алла Сергеевна, методист ГМЦ ДОгМ.
Телефон: 8 (499) 763-67-58, доб. 184.
Электронная почта: mikhalevaas@mosmetod.ru.

1.                     Перечень нормативно-правовой документации, которым рекомендуется руководствоваться при реализации недели
1.                     Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.                     Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
3.                     Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20.12.1988).
4.                     Письмо Минобрнауки РФ от 05.09.2011 № МД-1197/06 «О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде».
2.                     Цель и задачи недели
Цель – снижение рисков возможного употребления обучающимися психоактивных веществ.
Задачи:
·                        выявить исходный уровень информированности подростков об опасности употребления психоактивных веществ;
·               сформировать у обучающихся отрицательное отношение к употреблению психоактивных веществ;
·                        расширить представление подростков о замещении употребления психоактивных веществ (активная трудовая деятельность, спорт, творчество, подвижные игры);
·               развить у обучающихся навыки проявления силы воли и принятия собственных решений (выбор);
·                        проверить уровень усвоения информации.

3.                     Сроки проведения недели
Неделя проводится с 29 февраля по 4 марта 2016 года (сроки проведения могут варьироваться с учетом каникул в образовательной организации).
4.                     Участники недели
В неделе принимают участие обучающиеся 5-11 классов образовательных организаций, обучающиеся профессиональных образовательных организаций, педагоги и родители.
5. Условия проведения недели
5.1. Неделя должна иметь основную идею и девиз, обладать целостностью и законченностью структуры.
5.2. Каждый день недели должен быть отмечен различными мероприятиями (классные часы, родительские собрания, лекции, акции, круглые столы, диспуты, семинары и т.д.).
5.3. Для проведения бесед с обучающимися, а также для выступления на родительских собраниях могут быть приглашены представители межведомственных организаций по профилактике негативных проявлений среди обучающихся.



ИНФОРАМАЦИЯ О ДНЕ БОРЬБЫ С НАРКОБИЗНЕСОМ

Проблема наркомании давно перестала рассматриваться только в аспекте сохранения здоровья. Человек, употребляющий наркотики, представляет реальную угрозу для общества. Такие люди не устраиваются на работу, обижают родных и друзей, совершают преступления. Подростки-наркоманы в будущем лишаются возможности иметь детей или рожают малышей с пороками развития. В целях борьбы с распространением наркотиков, привлечения внимания общественности к проблеме Генеральная ассамблея ООН в 1987 году выступила с инициативой учреждения соответствующей даты. С тех пор 1 марта – День борьбы с наркобизнесом. Что такое наркомания? Наркоманией называется группа заболеваний, вызванных употреблением того или иного наркотика и определяющихся патологическим влечением к наркотическому веществу. Диагноз устанавливает врач-нарколог на основании клинических признаков. Наркотики принято делить на сильные и слабые. Такая классификация вводит в заблуждение не только подростков, но и людей постарше. Некоторые представители молодёжи (и не только они) думают, что слабые наркотики не столь опасны. На самом деле это не так. Вещества марихуанового ряда быстро вызывают психологическую зависимость. Позже наркоман переходит к употреблению более сильных веществ: героина, кокаина и т. д. Так что 1 марта – День борьбы с наркобизнесом – хороший повод уделить внимание просветительской работе. Некоторые тинейджеры вначале употребляют все наркотики без разбора, затем отдают предпочтение какому-либо одному веществу. Выбор определяется реакцией организма или модой на тот или иной наркотик. Наркотическая зависимость гораздо страшнее алкогольной. Наркомана не интересует ничего, кроме патологического влечения к препарату и возможностей раздобыть очередную дозу. Со временем количество вводимого вещества приходится увеличивать, в результате чего наступает смерть от передозировки. Как работает наркобизнес? Под наркобизнесом подразумевается получение дохода от незаконной торговли наркотиками. Люди, продающие психотропные вещества, называются дилерами. Сами дилеры наркотики чаще всего не употребляют, но активно склоняют к этому других лиц, ведь от этого зависит прибыль. Среди продавцов наркотических веществ выделяют оптовиков, поставляющих крупные партии товара, и розничных торговцев. Оптовики либо нигде не работают, либо имеют легальный бизнес для отмывания денег. Каналы распространения наркотиков разнообразны. Препарат могут предложить на улице, в школе, на дискотеке. От наркоторговли выручаются огромные деньги, идущие на поддержку других негативных явлений в обществе (терроризм, коррупция и т.д.). Поэтому 1 марта – День борьбы с наркобизнесом – призван привлечь внимание общественности и к другим, не менее серьёзным проблемам. Способы борьбы с распространением наркотиков Противодействие наркоторговле осуществляется во всём мире. Чтобы противостоять незаконному обороту наркотических веществ, объединили усилия страны СНГ. В рамках сотрудничества совершенствуется нормативно-правовая база, разрабатываются программы противодействия ведению наркобизнеса, анализируются и прогнозируются наркоситуации, пресекается контрабанда запрещённых веществ через территории государств. Специалисты проводят следственные и разыскные операции, оказывают правовую помощь по уголовным и гражданским делам. Проблемы противостояния наркотрафику обсуждаются на научном уровне. Регулярно проводятся международные конференции, издаются методические пособия по вопросам предупреждения, выявления и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических веществ. Исполнение принятых решений контролируется на национальном уровне государств - участников Содружества. Всемирный день борьбы с наркобизнесом отмечается во всех странах СНГ. Праздничные мероприятия В целях предупреждения наркозависимости в школах и других учебных заведениях проводятся тренинги, семинары, спортивные соревнования. Так, в Майкопе Международный день борьбы с наркобизнесом начинался с соревнований по армреслингу. В мероприятии приняли участие и девушки. Затем молодёжи продемонстрировали видеоматериалы о вреде наркотиков и пользе спорта, а закончился праздник танцевальным флешмобом. Жители Саратова слушали выступление врача-нарколога Балаковского психоневрологического диспансера И. Затачаевой. Специалист выразила обеспокоенность проблемой раннего начала употребления наркотиков, предупредила о вреде спайсов, курительных смесей и других подобных соединений. В г. Абинске 1 марта – День борьбы с наркобизнесом – также отметили интересно и весело. Администрация и педагоги средней школы № 1 организовали работу тематических студий. Ребята узнали о правовых последствиях изготовления и распространения наркотиков, определялись с выбором профессии и узнавали себя при помощи психологических тестов. Во всех общеобразовательных учреждениях города проведён интернет-урок по пропаганде отказа от наркотиков. Молодые люди с удовольствием участвовали в акциях «Береги жизнь», «Здоровый ты - здоровое общество», распространении информационного раздаточного материала. Профилактика наркозависимости Здоровье людей, в том числе детей и подростков, определяется микроклиматом в семье, системой ценностей, наличием или отсутствием жизненно важных целей. Молодые люди должны учиться, заниматься спортом, посещать факультативы и кружки по интересам, помогать родителям по хозяйству. Крайне важно научить взрослеющего человека отличать хорошее от плохого, самостоятельно мыслить и уметь говорить «Нет». О том, что наркотики – это зло, необходимо помнить не только в День борьбы с наркобизнесом, но и во все остальные 364 дня в году. Если беда уже случилась, то следует незамедлительно обратиться к врачу и начать лечение. Чем раньше будет оказана медицинская и психологическая помощь, тем меньше шансов сесть на иглу.



СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Коммуникативный тренинг
«Развитие навыков общения у обучающихся ПОО»


Обоснование.
Признаком продуктивного и свободного общения является умение обучающегося прислушиваться к мнению окружающих, к соблюдению правил элементарного общения, обладание навыками продуктивного группового взаимодействия и осознания собственных ресурсов в групповом общении для достижения своей цели. Приобретению этих полезных качеств поможет активное участие в групповом тренинге по развитию навыков общения.
Тренинг проводит преподаватель или классный руководитель образовательной организации.
Мероприятие предназначено для обучающихся профессиональных образовательных организаций.
Продолжительность тренинга – 60 минут.
Цель тренинга – развитие у обучающихся коммуникативных навыков, уверенности в себе.
Задачи:
- научить обучающихся прислушиваться к мнению окружающих;
- повысить способность к соблюдению правил элементарного общения;
- выработать навыки продуктивного группового взаимодействия;
- повысить у обучающихся уровень осознания собственных ресурсов и возможных препятствий в групповом общении;
- повысить уверенность учеников в своём будущем.
Оборудование:
1.                     Просторное помещение.
2.                     Стулья.
3.                     Маркеры, карандаши, ручки.
4.                     Листы бумаги.
5.                     Бейджики.
6.                     Мягкая игрушка, мячик
План тренинга
1. Попросить участников сесть в круг и повесить бейджики с именами.
2. Знакомство с участниками «С каким животным я сейчас себя ассоциирую». Участникам даётся задание: каждому предлагается представить себя в виде какого-либо животного, а затем назвать своё имя и сказать, с каким животным он себя ассоциирует, описав его». Упражнение проводится с помощью игрушки, передаваемой друг другу.
3. Знакомство участников с правилами поведения на тренинге.
Ведущий предлагает участникам списки с правилами поведения на тренинге, каждый пункт обсуждается всей группой, после обсуждения всего списков участники принимают правила и расписываются в списке правил поведения.
4. Разогревающее упражнение «Поменяйтесь местами все те, кто…».
Ведущий предлагает поменяться местами тем участникам, которые имеют общие признаки (все те, кто в брюках; все, у кого русые волосы; все, кто сегодня утром ел яичницу и т.д.). Количество стульев, на которых сидят дети, ограничено (не хватает одного стула), тот участник, который остаётся без стула, придумывает, по какому признаку должны поменяться одногруппники.
Обсуждение результатов упражнения. Вопросы для обсуждения:
1. Какие ощущения вы испытывали, когда менялись местами?
2. Кем вам интереснее было быть в упражнении (тем, кто говорит «Поменяйтесь местами те, кто…», или тем, кто находился на стуле)?
3. С какими явлениями и событиями можно соотнести это упражнение?
4. Где и как полученные навыки можно применить в реальной жизни?
5.                     Игра «Graffiti» дает обучающимся возможность выразить свои чувства и взгляды в психологически безопасной атмосфере. В то же время они могут познакомиться со всем многообразием мнений, точек зрения и отношений в группе. Кроме того, эта игра способствует развитию терпимости к окружающим. Вы можете достаточно гибко менять структуру игры, используя ее для повторения учебных заданий или при подготовке к изучению новой темы.
Материалы: цветные фломастеры для каждого участника, шесть листов ватмана с написанной вверху каждого листа одной из фраз:
— Что я люблю?
— Что я хочу знать?
— Чему я хочу научиться?
— Прекрасные мгновения...
— Что меня пугает?
— Что для меня самое увлекательное?
6.     Заполнение и обсуждение анкет:
Анкета для обучающихся
(неделя по профилактике употребления психоактивных веществ)
группа_________пол ________ФИО____________________________________
Внимательно прочитайте вопросы, выбрав один из предложенных ответов, обведите букву кружочком.

1.Насколько ты хорошо понимаешь цель недели «Независимое детство»?
А) Мне понятно, зачем ее проводят, понятна цель недели и почему мне в ней было бы желательно участвовать
В) Мне не совсем хорошо объяснили цель недели, и то, зачем мне в ней участвовать
2. Как ты понимаешь, что такое здоровый и независимый образ жизни, чем он полезен для человека? (Напиши ответ, состоящий из нескольких предложений)



 


3. Поставь знак «+» в кружочек рядом с утверждением, которое считаешь верным и знак «-»  рядом с утверждениями которые по твоему мнению не верны
 
    Здоровый и независимый образ жизни положительно влияет на физическое и психическое  состояние человека.
 


    Быть активным и позитивным поможет спорт.
 


    Мои друзья ведут здоровый образ жизни и все занимаются спортом.

    Качественное и эффективное общение в группе (в классе) позволяет более результативно учиться.
 


    Умение ставить цели и добиваться их развивает устойчивую  личность с сильным характером.
4. Как ты думаешь, такие мероприятия, как неделя «Независимое детство» нужно проводить в школах, насколько они актуальны?
А) Безусловно нужно
Б) Можно проводить
В) Иногда можно и провести
Г) Нет, не обязательно
5. Насколько тебе было интересно участвовать в данном мероприятии:
А) Крайне интересно
Б) Интересно
В) Немного интересно
Г) Не интересно
6. Как ты думаешь, участие в этом мероприятии помогло тебе решить свои проблемы, принесло тебе пользу?
А) Уверен (а) в этом
Б) Думаю, что какие-то проблемы мне помогло решить
В) Не уверен (а), чем-то наверное помогло
Г) Не думаю
7. Что более всего тебе запомнилось в этой неделе, какие мероприятия?
А)_________________________________________________________________
Б)_______________________________________________________________
В) ________________________________________________________________                                                                         
8. Какие мероприятия ты бы порекомендовал для школьников 5-7 классов
А)__________________________________________________________________
Б)_________________________________________________________________
В) ________________________________________________________________

Инструкция.
Вы можете мне сказать, что обычно пишут на стенах? Какие настенные лозунги вы можете вспомнить? Как вы думаете, для чего пишут на стенах?
Тот, кто рисует или пишет на стене, стремится тем самым выразить свое мнение. Я хотела бы, чтобы и вы выразили свое мнение, поэтому я предлагаю вам сыграть в игру под названием «Graffiti».
Разбейтесь на группы по шесть человек. Пусть каждая такая группа соберется вокруг одного стола. Приготовьте фломастеры. На каждый стол я положу один лист ватмана, на котором написана какая-то фраза. У каждой группы есть пять минут, чтобы записать на этом листе свои мысли по поводу этой фразы или свои ответы на вопрос. Записывайте свои мысли кратко и хлестко, как обычно и пишут на стенах. Пишите на своем листе все одновременно до тех пор, пока я не скажу: «Стоп!». Тогда передайте свой лист другой группе, а сами возьмите лист у одной из соседних групп (5 минут).
Сначала вы можете прочитать, что написали представители другой группы, а затем напишите, что вы сами думаете или считаете по этому поводу. Опять же пишите все одновременно (6 минут).
Продолжайте эту процедуру до тех пор, пока каждая группа не выскажется по всем шести темам. Когда каждая группа получит свой лист обратно, дети могут произвести краткий анализ написанного.
А теперь давайте прочитаем все надписи. Чем они похожи? В чем различия? Обсудите друг с другом, что вам бросается в глаза при чтении этих надписей.
Попросите затем каждую группу поделиться с классом своими выводами и замечаниями.
Анализ упражнения (мнения каждого обучающегося):
— Какая тема оказалась для тебя самой интересной?
— На какую тему ответы самые разнообразные?
— Как складывалось сотрудничество в твоей группе?
— Написал ли ты что-то такое, что имеет для тебя действительно большое значение?
— Какая надпись тебе понравилась больше всего?
— Какую надпись ты не понял?
— Что тебе больше понравилось — писать надписи или читать их?
— Может быть, теперь тебе легче понять, почему многие подростки и молодежь «разукрашивают» дома и стены своими «посланиями?» (К.Фопель)

6. Завершающее упражнение.
Участники делятся на две подгруппы и образуют два круга, один в другом. Внутренний и внешний круги стоят лицом друг к другу.
Ведущий: Сейчас мы поблагодарим друг друга за интересно проведенное время. Для этого в течение одной минуты те, кто стоит во внешнем круге, будут говорить комплименты стоящему напротив них участнику из внутреннего круга. Через минуту участники, стоящие во внутреннем круге, скажут комплименты стоящим напротив. Затем внешний круг передвинется по часовой стрелке на одного человека, и задание повторится уже с другими партнерами. Внешний круг будет двигаться до тех пор, пока первые пары не совпадут.
Это упражнение повышает самооценку участников и актуализирует их личностные ресурсы.
(Стишенок И.В. Из гусеницы в бабочку: Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе. — М.: Генезис, 2012.)



Комментариев нет:

Отправить комментарий