вторник, 27 декабря 2016 г.

В каких конкурсах участвовать обучающимся колледжей?

Информационная заметка

К сожалению, на сегодняшний день, у некоторых преподавателей профессиональных образовательных организаций (далее - ПОО) создаётся впечатление, что проводится крайне малое количество городских конкурсов в которых могут принять участие их студенты. Действительно, большинство конкурсов ориентированы на школы, проводится малое количество конкурсов по общеобразовательным дисциплинам, полностью отсутствуют конкурсы по профессиональным дисциплинам. Как же быть преподавателям ПОО? Ведь для подтверждения и повышения квалификации от них требуется участие обучающихся в официальных городских конкурсах, проводимых Департаментом образования города Москвы или ГБОУ Городским методическим центром Департамента образования города Москвы (далее - ГБОУ ГМЦ ДОгМ). 



На самом деле, проблема кроется в том, что преподаватели ориентируются только на достижение обучающимися предметных результатов при участии в конкурсах. Например, преподаватель английского языка хочет чтобы при участии в конкурсе у обучающегося совершенствовалась иноязычная коммуникативная компетенция, преподаватели математики хотят добиться знания теорем, преподаватели физики и химии - формул, преподаватели русского языка – правописания и т.д. 
Получается, что преподаватели хотят, чтобы при участии в конкурсах обучающиеся развивали умения, специфические только для конкретной предметной области, а именно, для преподаваемых ими дисциплинами. Но помимо получения нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в различных ситуациях, предметные результаты включают в себя формирование научного типа мышления, которое формируется независимо от преподаваемой дисциплины. 
Более того, Федеральные государственные образовательные стандарты по всем специальностям и профессиям требуют достижения личностных и метапредметных результатов, а также овладения общими компетенциями. По сути, эти требования возможно реализовать каждому преподавателю при подготовке обучающихся к любому конкурсу. 
Ведь личностные результаты включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; сформированность социальных компетенций; правосознание; способность ставить цели и строить жизненные планы; способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Личностные результаты отражают: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. При этом метапредметные результаты включают в себя освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике; самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; построение индивидуальной образовательной траектории. Метапредметные результаты отражают: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 
Общие компетенции включают в себя способности: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности 
Получается, что подготовка обучающихся к любому городскому конкурсу является незаменимым инструментом в руках преподавателя ПОО для достижения обучающимися личностных и метапредметных предметных результатов, а также овладения общими компетенциями. Ежемесячно проводится большое количество официальных городских конкурсов самой различной направленности. Список актуальных конкурсов, учитываемых при повышении или подтверждении преподавателями квалификационной категории можно найти на сайте ГБОУ ГМЦ ДОгМ – www.mosmetod.ru в разделе КОНКУРСЫ. 

Список испльзованных источников: 
1. ФГОС СПО по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) 
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования 

-------------------
В целях получения объективной информации об итогах участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.п., а также недопущения использования результатов, полученных в мероприятиях, проводимых на коммерческой основе, для оценки деятельности педагогических работников по определению качества и уровня работы по выявлению и развитию у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности при повышении и получении квалификационной категории, учитываются только мероприятия, опубликованные на официальных сайтах:
- Департамента образования города Москвы http://dogm.mos.ru/napdeyat/obdet/education_dop/konkurs_070915/
- Городского методического центра http://konkurs.mosmetod.ru/
- Единой независимой ассоциации педагогов http://www.enap.info/category/events/
- Центра военно-патриотического и гражданского воспитания http://voenpatriot.mskobr.ru/contest/
*Мероприятия, проводимые внутри образовательной организации учитываются при наличии официальной информации на сайте (положения о конкурсе) и отсутствии материальных взносов.


Касаемо внутриколледжных конкурсов, которые организовывают преподаватели - для них необходимо преподавателю, организующему конкурс, сначала разработать Положение, которое будет утверждаться мною и публиковаться на сайте колледжа, после чего делается распоряжение, которое подписывается руководителем ТП, после чего проводится сам конкурс. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий