Выдержки из профессионального стандарта педагога предназначены для преподавателей с целью расширения знаний о
своей профессиональной деятельности и эффективного построения собственной
профессиональной траектории, соответствующей требованиям профессионального
стандарта.
Документ содержит общие сведения, такие как цель, группа занятий,
вид экономической деятельности профессии. Даны характеристики обобщённых
трудовых и собственно трудовых функции (описаны трудовые действия, необходимые
знания и умения педагога).
Документ составлен
согласно профессиональныму стандарту педагога, утверждённому приказом № 544н
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013г.,
организации-разработчика – ГБОУ ВПО г. Москвы «Московского городского
психолого-педагогического университета» и ГБОУ г. Москвы Центра образования №
109.
I. Общие сведения
II. Трудовые функции, входящий в профессиональный стандарт
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
IV. Характеристика трудовых функций (трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания, прочие характеристики)
I.
Общие сведения
Основная цель вида
профессиональной деятельности - оказание образовательных услуг по
основным общеобразовательным программам
образовательными организациями (организациями, осуществляющими
обучение).
Наименование группы
занятий,
согласно общероссийскому классификатору занятий, - «Преподаватели
в средней школе» (код – 2320).
Наименование вида
экономической деятельности, согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, - «Услуги в области
основного общего и среднего (полного) общего образования» (код - 80.21.1.).
II. Трудовые функции, входящие в
профессиональный стандарт
Обобщенные трудовые
функции
- педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного
процесса и основных общеобразовательных программ в образовательных организациях
среднего общего образования.
Трудовые функции - общепедагогическая
функция (обучение); воспитательная деятельность; развивающая деятельность;
педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего
образования.
Уровень квалификации – 6
III. Характеристика
обобщенных трудовых функций
Требования к образованию
и обучению – высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и
педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей
профессиональной переподготовкой по
профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению деятельности в образовательной организации
Требования к опыту
практической работы - не
предъявляются
Особые условия допуска к
работе
– к педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься
педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу
приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды
которых установлены законодательством
Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным
законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
IV. Характеристика трудовых функций
Трудовые действия
|
Взаимодействие с другими
специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
|
Использование конструктивных
воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся,
помощь семье в решении вопросов
воспитания
|
Объективная оценка знаний
обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с
реальными учебными возможностями детей
|
Оказание адресной помощи обучающимся
|
Определение
совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями),
другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог,
учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка
и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и
индивидуальной программы развития обучающихся
|
Определение и принятие четких правил поведения
обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами
внутреннего распорядка образовательной
организации
|
Определение на основе анализа учебной деятельности
обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном
контексте) способов его обучения и развития
|
Организация олимпиад, конференций, турниров
математических и лингвистических игр в школе и др.
|
Организация, осуществление контроля и оценки учебных
достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной
программы обучающимися
|
Освоение и адекватное применение специальных
технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу
|
Освоение и применение психолого-педагогических
технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с
различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети,
дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети
с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита
внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями
здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью
|
Осуществление
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов основного общего,
среднего общего образования
|
Оценка параметров и проектирование психологически
безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ
профилактики различных форм насилия в школе
|
Планирование и проведение учебных занятий
|
Планирование специализированного образовательного
процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с
выдающимися способностями и/или
особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и
собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и
модификация планирования
|
Помощь и поддержка в организации деятельности
ученических органов самоуправления
|
Постановка воспитательных целей, способствующих
развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера
|
Применение инструментария и методов диагностики и
оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
|
Применение специальных языковых программ (в том
числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и
развития навыков поликультурного общения
|
Проектирование и реализация воспитательных программ
|
Проектирование ситуаций и событий, развивающих
эмоционально-ценностную сферу обучающегося (культуру переживаний и ценностные
ориентации)
|
Развитие у обучающихся познавательной активности,
самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование
гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного
мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа
жизни
|
Разработка (совместно с другими специалистами) и
реализация совместно с родителями (законными представителями) программ
индивидуального развития ребенка
|
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в
рамках основной общеобразовательной программы
|
Реализация воспитательных возможностей различных
видов деятельности обучающегося (учебной, игровой, трудовой, спортивной,
художественной и т.д.)
|
Реализация современных, в том числе интерактивных,
форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во
внеурочной деятельности
|
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения
безопасной образовательной среды
|
Систематический анализ эффективности учебных занятий
и подходов к обучению
|
Совместное с учащимися использование иноязычных
источников информации, инструментов перевода, произношения
|
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций
жизни образовательной организации
|
Участие в разработке и реализации программы развития
образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной
образовательной среды
|
Формирование и реализация
программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального
поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных
сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного
общения
|
Формирование мотивации к
обучению
|
Формирование навыков, связанных с
информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)
|
Формирование общекультурных
компетенций и понимания места предмета в общей картине мира
|
Формирование толерантности и
навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
|
Формирование универсальных учебных действий
|
Необходимые умения
|
Анализировать реальное состояние дел в учебной
группе, поддерживать в коллективе деловую, дружелюбную атмосферу
|
Владеть ИКТ-компетентностями:
общепользовательская
ИКТ-компетентность;
общепедагогическая
ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая
ИКТ-компетентность (отражающая
профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей
области человеческой деятельности)
|
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций
и т.п.
|
Владеть методами убеждения,
аргументации своей позиции
|
Владеть основами работы с текстовыми редакторами,
электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным
оборудованием
|
Владеть профессиональной установкой на оказание
помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей,
особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья
|
Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и
возрастных особенностей обучающихся
|
Владеть технологиями диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения
|
Владеть формами и методами
обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность,
лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
|
Защищать достоинство и
интересы обучающихся, помогать обучающимся, оказавшимся в конфликтной
ситуации и/или неблагоприятных условиях
|
Использовать в практике своей работы психологические
подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий
|
Использовать и апробировать специальные подходы к
обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том
числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся
способности; обучающихся, для которых
русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
|
Использовать разнообразные
формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным
учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных
образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего
образования
|
Использовать современные
способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий
(ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и
дневников обучающихся)
|
Находить ценностный аспект учебного знания и
информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
|
Общаться с обучающимися, признавать их достоинство,
понимая и принимая их
|
Объективно оценивать знания
обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с
реальными учебными возможностями обучающихся
|
Организовать самостоятельную деятельность
обучающихся, в том числе исследовательскую
|
Организовывать различные виды внеурочной
деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную,
культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места
жительства и историко-культурного своеобразия региона
|
Осуществлять (совместно с психологом и другими
специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных
общеобразовательных программ
|
Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в
образовательном процессе
|
Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом
предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять
(совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик
|
Планировать и осуществлять учебный процесс в
соответствии с основной общеобразовательной программой
|
Понимать документацию специалистов (психологов,
дефектологов, логопедов и т.д.)
|
Применять современные образовательные технологии,
включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы
|
Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в
области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и
школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик
обучения
|
Разрабатывать (осваивать) и
применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на
знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде
|
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные
образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и
индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных
особенностей обучающихся
|
Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение,
осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой,
обсуждать с обучающимися актуальные события современности
|
Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу
на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее
выполнение
|
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции
и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей
(законных представителей) и педагогических работников
|
Составить (совместно с психологом и другими
специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности
обучающегося
|
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и
другими специалистами в решении воспитательных задач
|
Строить воспитательную деятельность с учетом
культурных различий обучающихся, половозрастных и индивидуальных особенностей
|
Управлять учебными группами с целью вовлечения
обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их
учебно-познавательную деятельность
|
Устанавливать контакты с
обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями),
другими педагогическими и иными работниками
|
Формировать детско-взрослые сообщества
|
Необходимые знания
|
Закономерности формирования детско-взрослых
сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития
детских и подростковых сообществ
|
Законы развития личности и проявления личностных
свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития
|
История, теория,
закономерности и принципы построения и функционирования образовательных
(педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества
|
Конвенция о правах ребенка
|
Методы и технологии поликультурного,
дифференцированного и развивающего обучения
|
Научное представление о результатах образования,
путях их достижения и способах оценки
|
Нормативные документы по
вопросам обучения и воспитания обучающихся и молодежи
|
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные
документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за
пределами территории образовательной
организации (экскурсий, походов и экспедиций)
|
Основные закономерности возрастного развития, стадии
и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные
особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики
|
Основные закономерности семейных отношений,
позволяющие эффективно работать с родительской общественностью
|
Основы законодательства о правах ребенка, законы в
сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования
|
Основы методики преподавания и воспитательной
работы, основные принципы деятельностного
подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
|
Основы общетеоретических дисциплин в объеме,
необходимых для решения педагогических, научно-методических и
организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная
физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета)
|
Основы психодиагностики и основные признаки
отклонения в развитии детей
|
Основы психодидактики,
поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
|
Основы экологии, экономики, социологии
|
Педагогические закономерности организации
образовательного процесса
|
Правила внутреннего распорядка
|
Правила по охране труда и требования к безопасности
образовательной среды
|
Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных
государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной
программы, его истории и места в
мировой культуре и науке
|
Приоритетные направления развития образовательной
системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов,
регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации,
нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и
молодежи, федеральных государственных
образовательных стандартов основного общего, среднего общего
образования, законодательства о
правах ребенка, трудового законодательства
|
Программы и учебники по
преподаваемому предмету
|
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения
|
Рабочая программа и методика обучения по данному
предмету
|
Современные педагогические технологии реализации
компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся
|
Социально-психологические особенности и
закономерности развития
детско-взрослых сообществ
|
Теория и методы управления образовательными
системами, методика учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и
оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения
и их дидактические возможности
|
Теория и технологии учета возрастных особенностей
обучающихся
|
Трудовое законодательство
|
Другие характеристики
|
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий