Выдержки из профессионального стандарта педагога предназначены для преподавателей  с целью расширения знаний о
своей профессиональной деятельности и эффективного построения собственной
профессиональной траектории, соответствующей требованиям профессионального
стандарта.
Документ содержит общие сведения, такие как цель, группа занятий,
вид экономической деятельности профессии. Даны характеристики обобщённых
трудовых и собственно трудовых функции (описаны трудовые действия, необходимые
знания и умения педагога).
Документ составлен
согласно профессиональныму стандарту педагога, утверждённому приказом № 544н
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013г.,
организации-разработчика – ГБОУ ВПО г. Москвы «Московского городского
психолого-педагогического университета» и ГБОУ г. Москвы Центра образования №
109.
I. Общие сведения
II. Трудовые функции, входящий в профессиональный стандарт
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
IV. Характеристика трудовых функций (трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания, прочие характеристики)
I.
Общие сведения
Основная цель вида
профессиональной деятельности - оказание образовательных услуг по
основным общеобразовательным программам 
образовательными организациями (организациями, осуществляющими
обучение).
Наименование группы
занятий,
согласно общероссийскому классификатору занятий, - «Преподаватели
в средней школе» (код – 2320).
Наименование вида
экономической деятельности, согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, - «Услуги в области
основного общего и среднего (полного) общего образования» (код - 80.21.1.).
II. Трудовые функции, входящие в
профессиональный стандарт  
Обобщенные трудовые
функции
- педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного
процесса и основных общеобразовательных программ в образовательных организациях
среднего общего образования. 
Трудовые функции - общепедагогическая
функция (обучение); воспитательная деятельность; развивающая деятельность;
педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего
образования.
Уровень квалификации – 6
III. Характеристика
обобщенных трудовых функций
Требования к образованию
и обучению – высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и
педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей
профессиональной переподготовкой  по
профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению деятельности в образовательной организации  
Требования к опыту
практической  работы - не
предъявляются
Особые условия допуска к
работе
– к педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься
педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу
приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды
которых установлены  законодательством
Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным
законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
IV. Характеристика трудовых функций
| 
Трудовые действия | 
| 
Взаимодействие с другими
  специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума | 
| 
Использование конструктивных
  воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся,
  помощь  семье в решении вопросов
  воспитания | 
| 
Объективная оценка знаний
  обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с
  реальными учебными возможностями детей | 
| 
Оказание адресной помощи обучающимся  | 
| 
Определение 
  совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями),
  другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог,
  учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка
  и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и
  индивидуальной программы развития обучающихся | 
| 
Определение и принятие четких правил поведения
  обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами
  внутреннего распорядка  образовательной
  организации | 
| 
Определение на основе анализа учебной деятельности
  обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном
  контексте) способов его обучения и развития | 
| 
Организация олимпиад, конференций, турниров
  математических и лингвистических игр в школе и др. | 
| 
Организация, осуществление контроля и оценки учебных
  достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной
  программы обучающимися | 
| 
Освоение и адекватное применение специальных
  технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу | 
| 
Освоение и применение психолого-педагогических
  технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с
  различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети,
  дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети
  с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита
  внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями
  здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью | 
| 
Осуществление
  профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных
  государственных образовательных стандартов основного общего,
  среднего общего образования | 
| 
Оценка параметров и проектирование психологически
  безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ
  профилактики различных форм насилия в школе | 
| 
Планирование и проведение учебных занятий | 
| 
Планирование специализированного образовательного
  процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с
  выдающимися способностями  и/или
  особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и
  собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и
  модификация планирования | 
| 
Помощь и поддержка в организации деятельности
  ученических органов самоуправления | 
| 
Постановка воспитательных целей, способствующих
  развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера | 
| 
Применение инструментария и методов диагностики и
  оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | 
| 
Применение специальных языковых программ (в том
  числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и
  развития навыков поликультурного общения | 
| 
Проектирование и реализация воспитательных программ | 
| 
Проектирование ситуаций и событий, развивающих
  эмоционально-ценностную сферу обучающегося (культуру переживаний и ценностные
  ориентации) | 
| 
Развитие у обучающихся познавательной активности,
  самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование
  гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного
  мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа
  жизни | 
| 
Разработка (совместно с другими специалистами) и
  реализация совместно с родителями (законными представителями) программ
  индивидуального развития ребенка  | 
| 
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в
  рамках основной общеобразовательной программы  | 
| 
Реализация воспитательных возможностей различных
  видов деятельности обучающегося (учебной, игровой, трудовой, спортивной,
  художественной и т.д.) | 
| 
Реализация современных, в том числе интерактивных,
  форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во
  внеурочной  деятельности | 
| 
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения
  безопасной образовательной среды | 
| 
Систематический анализ эффективности учебных занятий
  и подходов к обучению | 
| 
Совместное с учащимися использование иноязычных
  источников информации, инструментов перевода, произношения | 
| 
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций
  жизни образовательной организации | 
| 
Участие в разработке и реализации программы развития
  образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной
  образовательной среды  | 
| 
Формирование и реализация
  программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального
  поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных
  сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного
  общения | 
| 
Формирование мотивации к
  обучению  | 
| 
Формирование навыков, связанных с
  информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)  | 
| 
Формирование общекультурных
  компетенций и понимания места предмета в общей картине мира | 
| 
Формирование толерантности и
  навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде | 
| 
Формирование универсальных учебных действий   | 
| 
Необходимые умения | 
| 
Анализировать реальное состояние дел в учебной
  группе, поддерживать в коллективе деловую, дружелюбную атмосферу | 
| 
Владеть ИКТ-компетентностями:   
общепользовательская
  ИКТ-компетентность; 
общепедагогическая
  ИКТ-компетентность; 
предметно-педагогическая
  ИКТ-компетентность (отражающая  
профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей
  области человеческой деятельности)  | 
| 
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций
  и т.п. | 
| 
Владеть методами убеждения,
  аргументации своей позиции  | 
| 
Владеть основами работы с текстовыми редакторами,
  электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным
  оборудованием  | 
| 
Владеть профессиональной установкой на оказание
  помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей,
  особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья  | 
| 
Владеть стандартизированными методами  психодиагностики личностных характеристик и
  возрастных особенностей обучающихся | 
| 
Владеть технологиями диагностики причин конфликтных
  ситуаций, их профилактики и разрешения | 
| 
Владеть формами и методами
  обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность,
  лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. | 
| 
Защищать достоинство и
  интересы обучающихся, помогать обучающимся, оказавшимся в конфликтной
  ситуации и/или неблагоприятных условиях | 
| 
Использовать в практике своей работы психологические
  подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий | 
| 
Использовать и апробировать специальные подходы к
  обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том
  числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся
  способности;  обучающихся, для которых
  русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями
  здоровья | 
| 
Использовать разнообразные
  формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным
  учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных
  образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего
  образования | 
| 
Использовать современные
  способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий
  (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и
  дневников обучающихся) | 
| 
Находить ценностный аспект учебного знания и
  информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися | 
| 
Общаться с обучающимися, признавать их достоинство,
  понимая и принимая их | 
| 
Объективно оценивать знания
  обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с
  реальными учебными возможностями обучающихся | 
| 
Организовать самостоятельную деятельность
  обучающихся, в том числе исследовательскую | 
| 
Организовывать различные виды внеурочной
  деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную,
  культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места
  жительства и историко-культурного своеобразия региона | 
| 
Осуществлять (совместно с психологом и другими
  специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных
  общеобразовательных программ | 
| 
Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в
  образовательном процессе  | 
| 
Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом
  предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять
  (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик | 
| 
Планировать и осуществлять учебный процесс в
  соответствии с основной общеобразовательной программой  | 
| 
Понимать документацию специалистов (психологов,
  дефектологов, логопедов и т.д.) | 
| 
Применять современные образовательные технологии,
  включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы  | 
| 
Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в
  области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и
  школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик
  обучения  | 
| 
Разрабатывать (осваивать) и
  применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на
  знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде | 
| 
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные
  образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и
  индивидуально-ориентированные образовательные программы  с учетом личностных и возрастных
  особенностей обучающихся | 
| 
Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение,
  осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой,
  обсуждать с обучающимися актуальные события современности | 
| 
Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу
  на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее
  выполнение   | 
| 
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции
  и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей
  (законных представителей) и педагогических работников | 
| 
Составить (совместно с психологом и другими
  специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности
  обучающегося | 
| 
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и
  другими специалистами в решении воспитательных задач  | 
| 
Строить воспитательную деятельность с учетом
  культурных различий обучающихся, половозрастных и индивидуальных особенностей | 
| 
Управлять учебными группами с целью вовлечения
  обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их
  учебно-познавательную деятельность | 
| 
Устанавливать контакты с
  обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями),
  другими педагогическими и иными работниками  | 
| 
Формировать детско-взрослые сообщества | 
| 
Необходимые знания | 
| 
Закономерности формирования детско-взрослых
  сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития
  детских и подростковых сообществ | 
| 
Законы развития личности и проявления личностных
  свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития | 
| 
История, теория,
  закономерности и принципы построения и функционирования образовательных
  (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества | 
| 
Конвенция о правах ребенка | 
| 
Методы и технологии поликультурного,
  дифференцированного и развивающего обучения | 
| 
Научное представление о результатах образования,
  путях их достижения и способах оценки | 
| 
Нормативные документы по
  вопросам обучения и воспитания обучающихся и молодежи | 
| 
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные
  документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за
  пределами  территории образовательной
  организации (экскурсий, походов и экспедиций) | 
| 
Основные закономерности возрастного развития, стадии
  и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные
  особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики  | 
| 
Основные закономерности семейных отношений,
  позволяющие эффективно работать с родительской общественностью | 
| 
Основы законодательства о правах ребенка, законы в
  сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты
  общего образования | 
| 
Основы методики преподавания и воспитательной
  работы, основные принципы деятельностного 
  подхода, виды и приемы современных педагогических технологий | 
| 
Основы общетеоретических дисциплин в объеме,
  необходимых для решения педагогических, научно-методических и
  организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная
  физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета) | 
| 
Основы психодиагностики и основные признаки
  отклонения в развитии детей | 
| 
Основы психодидактики,
  поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях | 
| 
Основы экологии, экономики, социологии   | 
| 
Педагогические закономерности организации
  образовательного процесса  | 
| 
Правила внутреннего распорядка  | 
| 
Правила по охране труда и требования к безопасности
  образовательной среды | 
| 
Преподаваемый предмет  в пределах требований федеральных
  государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной
  программы, его истории и места в 
  мировой культуре и науке | 
| 
Приоритетные направления развития образовательной
  системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов,
  регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации,
  нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и
  молодежи,  федеральных государственных
  образовательных стандартов основного общего, среднего общего
  образования, законодательства о
  правах ребенка, трудового законодательства | 
| 
Программы и учебники по
  преподаваемому предмету  | 
| 
Пути достижения образовательных результатов  и способы оценки результатов обучения | 
| 
Рабочая программа и методика обучения по данному
  предмету   | 
| 
Современные педагогические технологии реализации
  компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
  обучающихся | 
| 
Социально-психологические особенности и
  закономерности развития 
  детско-взрослых сообществ | 
| 
Теория и методы управления образовательными
  системами, методика учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и
  оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения
  и их дидактические возможности  | 
| 
Теория и технологии учета возрастных особенностей
  обучающихся  | 
| 
Трудовое законодательство | 
| 
Другие характеристики | 
| 
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
  требований профессиональной этики | 
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий