вторник, 28 октября 2014 г.

Выдержки из профессионального стандарта педагога

Выдержки из профессионального стандарта педагога предназначены для преподавателей  с целью расширения знаний о своей профессиональной деятельности и эффективного построения собственной профессиональной траектории, соответствующей требованиям профессионального стандарта.
Документ содержит общие сведения, такие как цель, группа занятий, вид экономической деятельности профессии. Даны характеристики обобщённых трудовых и собственно трудовых функции (описаны трудовые действия, необходимые знания и умения педагога).
Документ составлен согласно профессиональныму стандарту педагога, утверждённому приказом № 544н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013г., организации-разработчика – ГБОУ ВПО г. Москвы «Московского городского психолого-педагогического университета» и ГБОУ г. Москвы Центра образования № 109.


Далее:
I. Общие сведения
II. Трудовые функции, входящий в профессиональный стандарт
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
IV. Характеристика трудовых функций (трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания, прочие характеристики)


I. Общие сведения
Основная цель вида профессиональной деятельности - оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам  образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение).
Наименование группы занятий, согласно общероссийскому классификатору занятий, - «Преподаватели в средней школе» (код – 2320).
Наименование вида экономической деятельности, согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, - «Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования» (код - 80.21.1.).

II. Трудовые функции, входящие в профессиональный стандарт 
Обобщенные трудовые функции - педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса и основных общеобразовательных программ в образовательных организациях среднего общего образования.
Трудовые функции - общепедагогическая функция (обучение); воспитательная деятельность; развивающая деятельность; педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования.
Уровень квалификации – 6

III. Характеристика обобщенных трудовых функций
Требования к образованию и обучению – высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой  по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации 
Требования к опыту практической  работы - не предъявляются
Особые условия допуска к работе – к педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены  законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

IV. Характеристика трудовых функций

Трудовые действия
Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь  семье в решении вопросов воспитания
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Оказание адресной помощи обучающимся
Определение  совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка  образовательной организации
Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития
Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др.
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися
Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу
Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего, среднего общего образования
Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе
Планирование и проведение учебных занятий
Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями  и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования
Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения
Проектирование и реализация воспитательных программ
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу обучающегося (культуру переживаний и ценностные ориентации)
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности обучающегося (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной  деятельности
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению
Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения
Формирование мотивации к обучению
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)
Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
Формирование универсальных учебных действий 

Необходимые умения
Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в коллективе деловую, дружелюбную атмосферу
Владеть ИКТ-компетентностями: 
общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая
профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции
Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием
Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья
Владеть стандартизированными методами  психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся
Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения
Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать обучающимся, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях
Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности;  обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования
Использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)
Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
Общаться с обучающимися, признавать их достоинство, понимая и принимая их
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся
Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона
Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ
Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе
Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик
Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой
Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)
Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы
Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы  с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности
Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение 
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий обучающихся, половозрастных и индивидуальных особенностей
Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками
Формировать детско-взрослые сообщества

Необходимые знания
Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ
Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества
Конвенция о правах ребенка
Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения
Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания обучающихся и молодежи
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами  территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики
Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью
Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Основы методики преподавания и воспитательной работы, основные принципы деятельностного  подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета)
Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
Основы экологии, экономики, социологии 
Педагогические закономерности организации образовательного процесса
Правила внутреннего распорядка
Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды
Преподаваемый предмет  в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в  мировой культуре и науке
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи,  федеральных государственных образовательных стандартов основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства
Программы и учебники по преподаваемому предмету
Пути достижения образовательных результатов  и способы оценки результатов обучения
Рабочая программа и методика обучения по данному предмету 
Современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
Социально-психологические особенности и закономерности развития  детско-взрослых сообществ
Теория и методы управления образовательными системами, методика учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности
Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся
Трудовое законодательство


Другие характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

Комментариев нет:

Отправить комментарий